Католичество в Нижнем Новгороде

Уже с XVII в. в Нижнем Новгороде была известна так называемая Панская слобода — место, где селились поляки, литовцы и немцы, которые попадали в плен в течение многих войн — еще со времен Минина и Пожарского. Исходя из национального состава Панской слободы, можно предполагать, что среди ее жителей были католики, но архивных документов, которые могли бы показать, что там совершались религиозные службы, не сохранилось. В XIX веке на нижегородской ярмарке постоянно присутствовали купцы из Франции, а после Отечественной войны в нижегородской губернии остались французские пленные (точное их число неизвестно) — в имении Волконского, находившемся в Арзамасском уезде и в других уголках губернии. Достоверно известно, что с 1813 по 1816 год происходил массовый переход французов, поляков и немцев в русское подданство, что было связано с необходимостью искать работу в России. Часто вероисповедание менял только глава семьи, а его жена и дети оставались католиками.

После августа 1831 года случилась первая высылка поляков из Польши, ещё не формирующая значительный и устойчивый контингент католиков в Нижнем Новгороде, но уже дающая некоторые предпосылки для формирования католических общин, а позднее и прихода. С 1833 по 1836 годы в Нижнем Новгороде начинают формироваться привилегированные учебные заведения — Александровский дворянский институт, Мариинский институт благородных девиц; позднее, в 80-х годах, в город переезжает Аракчеевский кадетский корпус. В этих учебных заведениях, где обучались представители разных национальностей, сохраняющих свое вероисповедание, было обязательным присутствие духовного наставника для каждой религиозной группы (в первую очередь это православные, католические, лютеранские и мусульманские священнослужители). Появление первых постоянно присутствующих католических священников стало значительным шагом в формировании общин, в которые должны были войти немцы, поляки, французы, итальянцы, прибывшие в процветающую Нижегородскую губернию в поиске средств к существованию. Изредка в город наведывались священники из Казани, Москвы или Саратова, совершавшие богослужения в частных домах или арендованных помещениях. Но этого было явно недостаточно...

Возникновение прихода

В 1857 году купцы-католики подали прошение о разрешении построить часовню на ярмарочной площади. Наибольшую активность проявил купец-армянин Агапит Еларов (известный также как один из вдохновителей строительства московского храма святых апостолов Петра и Павла в Милютинском переулке). После долгих усилий католикам удалось добиться разрешения на постройку каменной часовни у подножия кремлёвского холма.

Поскольку к тому времени купцы объединили свои пожертвования со средствами местных прихожан, удалось вместо часовни построить небольшой каменный храм без колокольни, освященный в 1861 г. во имя Успения Божией Матери. 

Настоятелем прихода был назначен о. С. Будревич, исполнявший также обязанности военного капеллана. При храме был построен также дом священника и флигель для органиста, сзади был разбит сад.

Следующий значительный наплыв в нижегородский край населения, принадлежащего к Католической Церкви, происходит после польского восстания 1861-1863 годы, активные участники которого были высланы в Россию, в отдаленные от западных границ губернии.

К началу Первой мировой войны в Нижегородской губернии было около 5700 католиков, в том числе армяно-католиков; в самом Нижнем Новгороде, кроме храма, было еще три часовни, часто фигурирующих в документах как отдельные приходы. Священники выезжали для совершения богослужений в уездные города. 

Когда настоятелем был о. Петр Битны-Шляхто, при приходе регулярно работали Польский и Литовский благотворительные комитеты, комитет по делам беженцев, пленных офицеров. В приходе также была публичная библиотека, хор, воскресная школа.

«Началом развития органной культуры Нижнего Новгорода следует считать середину XIX столетия, ибо именно в это время в городе строились иноверческие церкви, которые приобретали органы.

Нижний Новгород к концу прошлого века имел 56 церквей, среди них было пять иноверческих: армянская, мусульманская мечеть, синагога, римско-католическая церковь (польский костел) и лютеранская церковь ("кирка", как ее называли нижегородцы). Из них только две церкви по уставу имели органы (для сравнения, в Санкт-Петербурге их к этому времени было 26). А концертного зала с органом после выставки Нижнему пришлось дожидаться более полувека. И все же Нижний Новгород - крупный и влиятельный российский город, и все процессы, происходившие в культурной жизни всей России, проявлялись в более скромных размерах и здесь. Несмотря на возникновение большого числа светских концертных залов с органами в Москве и Петербурге, органная концертная жизнь России в основном протекала в иноверческих церквах, а их возникновение и количество было связано с особенностями духовной жизни каждого города, его размером, численностью и составом населения.

Исторически сложилось так, что население Нижнего Новгорода было смешанным по своему национальному составу и вероисповеданию. С конца XVIII столетия в городе проживали немцы, голландцы, испанцы, французы. Среди нерусского населения известную часть составляли австрийцы, поляки, греки, армяне, мусульмане. Перенесение в 1817 году из Макарьева в Нижний ярмарки еще более активизировало процесс скопления переселенцев. Каждая часть населения не православной веры хотела иметь свой храм. Особенно остро эта проблема проявлялась в период ярмарки. Так, католическая община в 60-е годы прошлого века была малочисленна (190 человек), поэтому и римско-католическая церковь, строившаяся в это время, была рассчитана на такое количество верующих католиков. Правда, во время ярмарки их число достигало пятисот, тогда приходилось нанимать для богослужения частные дома.

Римско-католическая церковь, или польский костел, возводился в 60-е годы прошлого столетия по проекту архитектора Отмара Штейна и поверенного от католиков инженер-капитана Вейтко. Главным фасадом здание выходило на проезжую улицу Зеленский съезд, а сзади него возвышался "земляной откос горы с крепостью Кремля". Выстроенная в стиле Византийской часовни, в форме прямоугольника из красного кирпича, церковь заканчивалась полукругом - это было место главного алтаря. Рельефы швов между кирпичами были побелены. Белого цвета были все архитектурные украшения как снаружи, так и в интерьере церкви. Вход украшали белые колонны, на капителях которых возвышался фронтон. Над ним находилось круглое окно, освещавшее хоры, где стоял орган. Белый цвет корпуса органа венчал собой ансамбль всех белых украшений церкви, в которой даже пол, где стояли скамьи для прихожан, был выстлан плитами из известкового белого камня.

Орган римско-католической церкви всплыл из детских впечатлений А. М. Горького, который в 70-х годах слышал его в этой церкви. В рассказе "Ледоход" любовь писателя к родному городу отзывается музыкой колокольных звонов и звучанием органа: "Город, прилепившийся на горе, поет колоколами всех колоколен, поднятых в небо, как белые трубы любимого мною органа в польском костеле"24. В описи имущества церкви за пятилетие с 1876— 1881 гг., составленной священником Леоном Феликсовичем Домбровичем 9 июля 1907 года, записано: "Церковный орган состоит из 9 регистров, из которых 7 в виолине и 2 в педали; всего 516 труб, деревянных и металлических. Все трубы помещаются в деревянном шкафу, выкрашенном белою, масляного краскаю с позолоченными украшениями. Мех один, находящийся в шкафу, в нижней его части. Клавиатура построена отдельно, впереди органа; клавиши обложены слоновой костью и черным деревом". Неудивительно, что в художественном воображении писателя возродился образ органа с белыми трубами.

Несмотря на уникальность (выносная кафедра, за которой сидел органист, а также дорогой отделочный материал, который был использован для облицовки клавиш), орган мало приспособлен для высокого искусства, связанного с выполнением художественных задач. Девять регистров и всего одна клавиатура для рук, даже при наличии педали, — это весьма скромный арсенал средств, которым мог руководствоваться органист при исполнении крупных органных сочинений. Однако остается сожалеть, что судьба инструмента пока неизвестна.

Храм просуществовал на Зеленском съезде почти 50 лет. В 1909 году Совет римско-католической церкви обратился в городскую думу "на предмет испрошения разрешения" на продажу городу старого места и покупку нового для римско-католического костела. Но новому зданию не суждено было появиться. Переговоры затянулись на многие годы. Было уже отведено новое место: угол Гетмановской и Архангельской улиц (ныне угол Студеной улицы и Холодного переулка). Сюда в 1915 году, в дом ксендза церкви Битны Шляхто, получив согласие нижегородского губернатора, переехала католическая церковь для временного проведения служб. Нижегородцы называли это помещение польским костелом.

В общественной истории этой церкви много "белых пятен". Римско-католическая церковь, в отличие от лютеранской, не помещала в печати рекламы о "духовных концертах", которые проводились церковью как нечто само собой разумеющееся и только для прихожан своей общины. О них автору издания стало известно из воспоминаний очевидцев - нижегородцев старшего поколения. Однако нет уверенности в самом факте существования органа на новом месте. Воспоминания запутанны и противоречивы: одни считают, что слышали именно орган, другие отрицают это. Так, нижегородка Е. Вагнер -  музыкант по профессии (ее мать пела в церкви на Студеной улице) считает, что певцы пели и служба велась под аккомпанемент фисгармонии, инструмента, родственного по звучанию органу. Возможно, она права: это же было временное место служб.» - Из буклета Заряны Скульской «Органный век. Нижегородский альбом» (г. Н.Новгород, изд. 1997 г.)

Второй храм

К 1914 году приход так разросся, что появилась необходимость в строительстве нового храма. 16 мая 1914 году католическая община Успения Пресвятой Девы Марии получила в дар от священника Петра Варфоломеевича Битны-Шляхто купленный им у потомственной дворянки А. И. Михайловой участок земли с усадьбой и садом по ул. Студёной (ныне дом №8) для строительства новой церкви. 

Поначалу предполагалось построить по проекту архитектора Михаила Игнатьевича Кунцевича огромный псевдоготический храм с высокими башнями, но начавшаяся война помешала этим планам, так что в итоге был сооружен более простой и низкий храм, с потолком вместо сводов и без башен. Службы в нем совершались до 1929 года, после чего часть прихожан была репрессирована (священник о. Антоний Дземешкевич расстрелян на Соловках); в 1949 году здание было кардинально перестроено — в нём разместилось вначале общежитие, затем радиоузел, а в 1960-е годы строение передали Центру научно-технической информации.

Старый же храм Успения Пресвятой Девы Марии на Зеленском спуске был закрыт и снесён в 1920-30 годах; сейчас трудно даже установить точно место, где он находился.

Римско-католический приход Успения Пресвятой Девы Марии
(Местная религиозная организация)
ОГРН 1025200011792, ИНН 5260064750
ОКПО 47533324, ОКВЭД 94.91
г. Нижний Новгород, ул. Студёная, д. 10-Б
+7 (831) 430-26-06
catholic.nnov@mail.ru